Усыновление: как это работает?

Усыновление: как это работает?
фото показано с : vecher.kz

2015-11-26 20:00

Выпуск: 144-26112015Рубрика: СОЦИУМ Как сократить число интернатных учреждений и возможно ли помочь ребенку-сироте обрести родительскую ласку и семью? Об этом шла речь на первом форуме родителей и наставников, который состоялся в детском доме № 2.

Его организовало общественное движение «Ребенок должен жить в семье» при поддержке городского акимата, управления образования, добровольного общества «Милосердие», благотворительного фонда «Дара». В обсуждении актуальной темы устройства ребенка в приемную семью и усыновления приняли участие представители органов опеки, детских домов.

Приемный отец десятерых детей Мурат Кабылбаев:

– Сегодня внимание властей и общественности в основном направлено на детские дома. А вот приемными родителями, как правило, никто не интересуется. У нас сложился определенный стереотип: вы взяли из детдома на воспитание чужого ребенка, взвалили на себя эти обязанности, ну и справляйтесь с ними как хотите. В июле этого года я взял на воспитание троих детей из детского дома. И первые дни в школе один мой приемный сын называл учительницу мамой. Оказывается, в детском доме у парня было десятка два таких мам из числа сотрудников учреждения. Кого-то это, возможно, умиляет, но если вдуматься, то ничего хорошего в этом нет. Детдомовские ребятишки теряют семейную связь, и это очень страшно. Как представитель общественной организации «Дом милосердия» нахожусь в постоянном контакте с приемными родителями, выпускниками детдомов. И проблем у них немало. Большой процент выпускников детдомов не может найти себя в этой жизни. Когда я слушаю их истории, у меня буквально волосы встают дыбом. Многие повторяют судьбы своих родителей. Они также заводят и бросают своих детей просто потому, что у них нет крыши над головой, работы. Вчерашние детдомовцы не адаптированы к внешнему миру. Не секрет, что они оказываются на улице, ступают на преступный путь. С другой стороны, многие граждане хотят, но не знают, как помочь брошенным детям. Нужно признать, что сегодня в Казахстане отсутствует обучение потенциальных приемных родителей, а также их психологическое сопровождение.

Руководитель общественного фонда «Дом» Аружан Саин:

– Сейчас в Парламенте Казах­стана идет обсуждение изменений в Закон о браке и семье. Группа, куда вхожу и я, работает в области защиты прав ребенка. Во время наших встреч тратится много времени на обсуждение вещей, которые давно стали аксиомой. Нет единого мнения ни со стороны родителей, ни ни со стороны чиновников в создании закона, который бы отстаивал в первую очередь права ребенка. Порядка десяти лет мы пытаемся инициировать принятие закона о банке данных детей, оставшихся без попечения родителей. Но пока безрезультатно. В то же время во всем мире, а если говорить о наших ближайших соседях – России, Беларуси, Украине, есть специальные законы, которые регулируют информацию о таких детях, делают ее доступной для граждан. Анкеты с возрастом, краткой информацией о склонностях и характере ребенка, а также его фотографии выкладываются в открытый доступ. Это делается для того, чтобы граждане того или иного государства имели представление, как возможно взять ребенка в семью. Преимущество такого банка данных в том, что человек может спокойно, трезвомысляще, взвешенно подойти к выбору детей. Диалог ведется с конкретным гражданином, который желает принять участие в судьбе маленького человека, и органом опеки.

Мне кажется верхом жесточайшего цинизма, когда нам говорят, что нельзя публиковать фотографии детей на сайтах, так как это напоминает выставленный товар. Также вызывает недоумение вопрос некоторых сердобольных граждан: «А вы у ребенка спросили, нужно ли ему это?». Хотелось бы напомнить таким радеющим гражданам, что ребенок ничего сам до совершеннолетия не решает, так же как он не решает, учиться ему или нет, вакцинироваться или нет, и так далее. Все это – прерогатива его родителей.

К слову, в рамках программы «Дорога домой» порядка 90 процентов детей находят семью. Доступ людей к подобной информации дает ребенку шанс найти приемных родителей и обрести свое счастье.

Дети сами за себя постоять не могут, поэтому приемным родителям пришло время объединиться для отстаивания их прав. Порядка 7,5 тысячи казахстанцев сегодня стоят в очереди на усыновление детей по всей нашей стране. А детей в этих интернатных учреждениях всего 8,5 тысячи. Проблема в том, что многие хотят взять маленьких ребятишек. Но в итоге все мои друзья, которые пошли в детские дома за маленькими мальчиками, взяли старших девочек. А те, кто пошел за новорожденными девочками, привели в свои семьи мальчиков-подростков. И все эти люди сегодня счастливы.

В данный момент совместно с Комитетом по охране прав детей, Министерством образования РК мы заключили меморандум и запустили сайт www. usynovite. kz, где выкладываем банк данных в том виде, в котором он передается в органы опеки. Через наш портал и открытый банк данных порядка 500 детей уже нашли свою семью. Причем родители едут за ними из разных регионов.

Бывший директор детского дома Роза Ибраева:

– Я приехала из Восточного Казахстана. В небольшом поселке Шульбинск для разгрузки других детдомов в нашей области принимала участие в открытии детского дома. Из 160 детей в нем только трое были отказные, которые поступили к нам из роддома. Остальные – социальные сироты. У всех у них были живы один или оба родителя, и мы направили все свои усилия на необходимость работы в первую очередь с кровной семьей. Также развивали и альтернативные формы устройства детей. Наш детский дом проработал шесть лет, и в 2013 году был реорганизован. Дети были устроены в приемные семьи, взяты под патронат или опеку или возвращены родственникам. 32 ребенка были взяты в приемные семьи сотрудниками нашего детдома. И все же троих наших детей вернули в детский дом. Это произошло потому, что приемные родители не прошли соответствующую подготовку. Увы, наша просьба, чтобы на базе нашего детского дома был организован центр поддержки семьи, где мы бы давали консультации, организовывали психологическое сопровождение, не была услышана. Насколько я знаю, в детском доме № 2 активно развивается проект «Наставники», почему бы здесь не организовать школу приемных родителей и наставников, а также психологическую службу сопровождения?

Представитель органов опеки управления образования Алматы Сауле Мухакожаева:

– На данный момент во всех наших учреждениях образования есть школы приемных родителей. Для них выделены специальные кабинеты, где трудятся психологи, наши специалисты. Я думаю, что есть необходимость на базе детдомов открыть центры поддержки и сопровождения приемной семьи.

Совместно с Аружан Саин управление образования ведет работу по формированию на сайте базы данных детей на усыновление. Если еще три недели назад там было размещено около 208 анкет, то сегодня – 285 анкет. Мы решили публиковать там и данные детей, чьи родители находятся в местах лишения свободы, на длительном лечении. Такие ребятишки тоже должны иметь шанс на временное устройство в гостевую семью или на патронат. Благодаря тому что у нас заработал данный сайт, сегодня в городское управление образования поступает множество звонков от желающих взять детей из детдомов и домов ребенка в свои семьи. Причем граждане звонят не только из Алматы, но и из разных регионов Казахстана – Восточного Казахстана, Астаны.

Путем устройства ребенка в семью мы планируем сокращать число детских домов.

Много вопросов нам задают относительно документов, которые необходимо представить в органы опеки, чтобы стать кандидатом на усыновителя, опекуна или патронатного воспитателя. Согласно новому законодательству, принятому в начале этого года в Казахстане, этот перечень упрощен. Граждане, желающие принять ребенка в семью или усыновить его, при большом желании могут собрать весь перечень документов за пять дней. Теперь даже казахстанцы, которые не имеют своего жилья, могут претендовать на то, чтобы взять ребенка на воспитание. Также для них нет ограничений по заработной плате и по поводу судимости, если на момент процедуры она погашена.

Опекун со стажем, директор центра «Кенес» для детей с ограниченными возможностями Майра Сулеева:

– Каждый человек, который хочет взять ребенка, должен в первую очередь здраво оценить свой внутренний ресурс: «А смогу ли я это сделать? Способен ли я его содержать, вырастить, выучить, дать достойное образование?». Сделав этот шаг, люди должны понимать, что уже не смогут отказаться от маленького человека, который вошел в их жизнь. Это ведь не кошка или собака. Да и то же общество защиты животных также призывает людей к ответственности за тех, кого они приручили.

С первых минут своей жизни ребенок начинает учиться коммуникации. Что происходит с малышом, от которого мама отказалась или только собирается сделать этот шаг? Это крошечное существо подвергается неописуемому стрессу. Если ребенок всего лишь неделю один пролежит в своей кроватке, этого вполне достаточно, чтобы он получил душевную травму. То есть каждый оставленный ребенок – это птица без крыльев. Некоторые дети сами поют себе колыбельные. Мой ребенок маячил передо мной все ночи напролет просто потому, что он истосковался по материнской ласке. И сколько же нужно родителям терпения, любви, тепла и мудрости, чтобы душевно отогреть малыша. Поэтому приемным родителям, которые хотят взять ребенка, нужно быть готовым на самопожертвование – лишиться своего личного времени, отказаться от привычной части жизни. Все время приемная мама должна будет посвятить ребенку. Днем будет с ним заниматься, а ночью восполнять то, что ребенок недополучил в первые годы своей жизни. И только такая мама состоится, и только такой ребенок к ней привяжется. Основная проблема всех брошенных детей – отсутствие привязанности. Правильно говорил Мурат Кабылбаев, что у детдомовских ребятишек мамы – все, но в то же время они не привязаны ни к кому. Именно отсутствие психоэмоций не позволяет ребенку стать состоявшейся личностью. Очень важно помочь приемному родителю перетерпеть период адаптации, который может продолжаться до трех лет. Любая приемная семья нуждается в психологическом сопровождении.

В Америке и Канаде существуют так называемые форстеровские (замещающие) семьи. В них оставленными детьми занимаются высокопрофессиональные люди, которые получили специальное образование. Они действуют для временного пребывания детей в семьях, чтобы не допустить их попадания в детские дома и не травмировать их психику воспитанием в казенных учреждениях. Главная задача в этих странах – поиск постоянных семей, где бы дети были усыновлены. У нас пока такой практики нет, нет и образовательного института в этой сфере. Думаю, что опыт форстеровских семей был бы полезен и в Казахстане.

Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ

Тел. 292-74-21

Фото автора

.

Подробнее читайте на ...

детей ребенка родителей ребенок семью семьи образования взять

Фото: tengrinews.kz

"Общество утрачивает нетерпимость к насилию" - Саин после избиения детей их отцом

Уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин выразила надежду на то, что дело об избиении несовершеннолетних детей и их матери отцом семейства tengrinews.kz »

2020-10-05 20:36

Детский Центр Развития Аврора - билет в уверенное будущее

Каждый родитель желает, чтобы его киндер рос умным, сообразительным, воспитанным и всесторонне развитым человеком. И чем раньше начнется образование малыша, тем более максимальными будут результаты в будущем. newregion.kz »

2015-09-11 12:12