Искусство лечить

Искусство лечить
фото показано с : vecher.kz

2015-12-3 20:00

Выпуск: 148-03122015Рубрика: БУДЬ ЗДОРОВВ нашем городе живет и работает интересный творческий тандем. Это Олег Михайлович Пищев – известный художник и Инна Абдрахмановна Сапарова – кандидат психологических наук, доцент, практикующий психолог с тридцатилетним стажем.

Вместе они создали уникальную авторскую методику по арт-терапии, а также готовят специалистов в этой области. Эти милые, улыбчивые люди не просто основали Центр арт-терапии, они еще выиграли грант на двухлетнюю работу с умственно отсталыми детьми, многие из которых в результате тренингов из безумцев стали гениями. Сегодня Олег Михайлович и Инна Абдрахмановна расскажут читателям «Вечерки» о целительной силе искусства.

– Психолог представляет интеллектуальное начало, а художник – эмоциональное. Как вы образовали содружество?

Олег Михайлович:

– Я не только художник, но и психолог, окончил МГПИ и МГУ, а когда познакомился с Инной Абдрахмановной, она мне сказала, что это идеальное сочетание для занятий арт-терапией.

Инна Абдрахмановна:

– Моя дочь Аня занималась рисованием в изостудии Музея имени Кастеева, там же дети выставляли свои работы. Когда Олег Михайлович увидел Анину картину, он удивился таланту моей дочки и даже купил ее, так мы и познакомились. Он замечательный педагог, меня тоже научил рисовать.

– Что такое арт-терапия?

И. А. :

– С древних времен известно, что искусство воздействует на эмоции и психику человека, просто самого термина «арт-терапия» раньше не было. Еще в VII веке на территории современного Ирана были созданы госпитали для душевнобольных, которых лечили музыкой, танцами и рассказыванием чудесных историй. Сказка «1001 ночь» является ярким примером, она вводит человека в своеобразный транс с помощью углубления сюжета. Потом, в 40-х годах уже ХХ века, один известный английский врач Адриан Хилл лечил больных туберкулезом с помощью изобразительного искусства. Он давал им краски и через некоторое время заметил, что пациенты, которые рисуют, быстрее выздоравливают и менее склонны к депрессии. Современная арт-терапия включает в себя все виды искусства. У нас есть изотерапия, танцевальная терапия, библиотерапия, музыкальная терапия и другие. Существуют даже такие методы, как терапия дизайном одежды и терапия дизайном интерьера квартир. Вы не замечали, когда человек начинает новую жизнь, он делает ремонт или переставляет мебель в квартире, создает свой собственный дизайн. Все эти виды арт-терапии делят на активные и пассивные. Пассивные – это созерцание, слушание или чтение. Многие люди ходят смотреть картины Рериха, потому что считают их воздействие очень позитивным. Мы с Олегом Михайловичем в основном практикуем активный вид арт-терапии. Задачи, которые мы ставим, очень обширны. Начиная от изменения эмоционального состояния ребенка до развития лидерских качеств. Практикуем семейную арт-терапию, гармонизирующую отношения между родителями и детьми.

О. М. :

– Важна ведущая роль самого терапевта. Я должен почувствовать каждого человека и понять, куда его направить. Я не просто даю ребенку или взрослому в руки краски, а начинаю чувствовать его, жить его жизнью. Когда я ползаю по полу с двухлетним малышом и рисую с ним вместе, со стороны это выглядит странно, но это часть процесса.

И. А. :

– Библиотерапия тоже подразделяется на две составляющие. Когда вы просто читаете ребенку сказку – это пассивный вид, а вот когда он сам пишет свою сказку – это уже вид активный. То же самое касается взрослых. Лучше вылить на бумагу свои переживания, чем копить их внутри.

– Как вы считаете, нужно ли потом знакомить широкую общественность с этими литературными экспериментами? Ведь переживания чаще всего имеют негативную окраску.

О. М. :

– Я как художник на личном опыте прожил и переработал свой негатив. Поэтому сейчас у меня на стенах вы не увидите работы авангардного периода. Все, что экспонируется, светлое и позитивное. У меня есть такая практика с больными детьми – сначала мы рисуем болезнь, на другой картинке – здоровье, а на третьей они договариваются.

– А для чего вы соединяете противоположности? Какой от этого терапевтический эффект?

О. М. :

– Это срединный путь, которого придерживался Будда. Еще будучи в Москве, я посещал практики одного буддийского монаха и понял, что это как раз то, что нужно в терапии. Соединив два крайних состояния в центре, все остальные приложатся и создадут гармонию.

И. А. :

– Я хочу сказать о кино. Люди смотрят триллер и заедают его поп-корном. В это время у человека повышается порог чувствительности, и он наблюдает сцены убийства, как нечто нормальное. А потом равнодушно смотрит, как на его глазах кого-то избивают. Но кино может и лечить! Описаны многочисленные эксперименты, когда с помощью комедий лечили даже весьма серьезные заболевания. В России в театральном институте группа студентов с режиссерского факультета обучала детей с диагнозом ДЦП делать мультфильмы.

О. М. :

– Мы тоже часто просим своих пациентов нарисовать комиксы или написать рассказ и проиллюстрировать его. Получается соединение жанров – изотерапия и библио­терапия. К нам приезжал представитель британского Института арт-терапии, показывал нам свои методики, знакомился с нашими. И сказал, что то, что изобрели здесь мы, для него является открытием.

– Олег Михайлович, вы сказали, что готовите специалистов, как это происходит?

О. М. :

– Сначала Инна Абдрахмановна обучает их консультированию, НЛП, семейной терапии. И только на этой базе я могу дать арт-терапию. Занятия практические, в форме тренингов.

И. А. :

– По международным стандартам арт-терапевт должен иметь два образования, первое – психологическое, а второе – в сфере искусства. Это сплав двух профессий.

– Олег Михайлович, как можно изменить эмоциональные состояния в процессе арт-терапии?

– Я предлагаю своим ученикам за один час нарисовать картину в трех различных эмоциональных состояниях. Голосом, жестами, музыкой я их ввожу в эти состояния, одно за другим, а в конечном итоге предлагаю объединить все три сразу. Например, сначала включаю звуки флейты, и линия идет плавно и спокойно, следующей ставлю испанскую гитару, это состояние экспрессии, и напоследок – африканские барабаны. От них даже карандаши ломаются!».

– Расскажите нам о своей работе с умственно неполноценными детьми. Какие были результаты и сохранились ли они в долговременной перспективе?

О. М. :

– Мы два года работали в Республиканской психиатрической клинике, там были не только дети, но и взрослые. А прямо через дорогу у нас находится интернат для умственно отсталых детей, с ними мы тоже проводили занятия на благотворительной основе. После мы сделали выставку своих пациентов в галерее «Улар», и там были потрясающие работы! Наши ребята не только рисовали, они писали стихи. Каждый творческий человек – немного безумец, а я из умственно отсталых детишек делал гениев. Нужно просто дать возможность людям почувствовать себя творцами. В детском отделении была девочка действительно гениальная. Она и пела, и цвет чувствовала, имела потрясающую скорость восприятия, которой не было у ее воспитателей. Обычные люди видят мир до горизонта, а гениальные – за горизонтом, эта девочка – из них.

– Олег Михайлович, расскажите нам немного о типах характеров, с которыми работают психологи.

О. М. :

– Мои самые любимые типажи – это гипертим, шизоид и истероид. Гипертим обладает повышенной активностью. Он проявляет себя в разных видах искусства, может одновременно заниматься и музыкой, и танцами и быть успешным художником.

Шизоид весь погружен в свой собственный внутренний мир. Если сравнивать это с домом, то снаружи у него все обшарпано, двор не выметен и кругом заросли. А внутри – красота неописуемая, богатый сказочный мир. У истероида все наоборот, дома пыль и паутина, зато во дворе стоит «Лексус». Это люди, умеющие пиарится, даже если они ничего в плане искусства собой не представляют. Я считаю, что нужно эти три типа учить свойствам друг друга. У меня есть специальная методика, чтобы научить талантливых, но замкнутых людей пиару. Если соединить все эти три типа между собой, получится гений.

– Скажите, вы работали когда-нибудь с людьми пожилого возраста? Ведь бывает так, что человек, только выйдя на пенсию, начинает интересоваться искусством.

О. М. :

– Да, у нас была ученица 65 лет, которая через три месяца устроила персональную выставку и продала свои картины. Возраст не имеет значения, просто люди на пенсии часто теряют смысл жизни. Дети выросли, у них своя жизнь, поэтому старикам не хватает внимания. Но если смысл временно потерян, его нужно выдумать! Любой, только чтобы он был. Начинать учиться рисовать, играть на инструменте, вязать, в конце концов. Вязание вообще очень полезная практика, она включает мелкую моторику пальцев и несколько видов движений, которые активизируют разные участки мозга.

– Инна Абдрахмановна, кроме изотерапии, какими видами арт-терапии вы занимаетесь?

И. А. :

– Я пишу для детей терапевтические сказки. Они выстроены по многим принципам НЛП. Создаю сказки для детишек, у которых есть проблемы в школе: невнимательные, плохо ведут себя, не хотят учиться. Одну терапевтическую сказку я опубликовала, она называется «Сказка о здоровье для маленьких принцев и принцесс». Она написана для детей, которые часто болеют. В этой сказке в метафорической форме рассказывается об иммунитете. Сказка была опробована на 50 детях. Все они стали болеть в 2 раза реже и гораздо быстрее выздоравливать.

О. М. :

– Кстати, я провожу сеансы терапевтического боди-арта. Не просто раскрашивание тела, а терапевтическое. Я по рисункам все вижу, мне даже объяснять ничего не надо. Есть цвет, есть ритм, внутренняя проблема зафиксирована на теле и очевидна для специалиста. Мы организовывали такие акции: объявляли по радио, что приглашаем всех желающих принять участие в сеансе боди-арта. Собирались на Весновке и устраивали праздник! Однажды семейная пара с помощью раскрашивания друг друга наладила отношения. Девушка, которая страдала неприятием своего тела, получила терапевтическую помощь и соответствующую роспись. Дети проявили свои таланты.

– Спасибо огромное, вы очень гармоничная пара. Можете посоветовать нашим читателям что-то из своих упражнений?

Ольга АКСЮТИНА

Упражнения от арт-терапевтов

«Мемуары»

Техника библиотерапии – наилучшее упражнение для пожилых людей. Возьмите ручку и начинайте писать. Неважно, владеете ли вы литературным стилем или нет. Напишите хотя бы несколько предложений в день. Вспомните свою юность, яркие моменты в жизни, опишите. Тут же сопроводите написанное иллюстрацией. Пусть это будет абстрактный рисунок, линии, черточки – неважно. Вкладывайте в этот рисунок то состояние, которое вы описали. На следующий день напишите еще, другое событие, снова нарисуйте. Так вы снимите блоки с прошлого и приобретете очень интересную и полезную цель в жизни.

«Нарисуй радость»

Включите радостную экспрессивную музыку, возьмите карандаши или краски и начинайте рисовать. Просто выплесните на бумагу то, что вы слышите. Скорее всего, получится произведение абстрактного искусства, но оно имеет терапевтическую ценность. Потом, взглянув на этот рисунок, вы восстановите свое радостное состояние.

.

Подробнее читайте на ...

михайлович искусства олег арт-терапии терапия абдрахмановна инна дети